Реформа – стимул к успеху

17 апреля 2013 - Admin
article92.jpg

На втором этаже крытого павильона центрального рынка Луганска редко кто пройдет мимо продавца пряников. Этим кондитерским товаром сегодня никого не удивишь. Но

пряники "марковские", выпускающиеся не один десяток лет, для луганчан, - это как знаменитые "тульские" для жителей бывшего СССР и нынешней России.


... И мы поехали в Марковский район, чтобы узнать, почему же так славится их сладкое изделие, и какова его перспектива. И не только об этом.


Председатель Марковского районного потребительского общества Геннадий Сморода уверен: их пряники переживут еще не одну эпоху. Он честно и откровенно говорил о судьбе потребительских обществ Луганщины, и уверен, что с приходом нового руководителя облпотребсоюза Владимира Ландика, человека с большим опытом работы в предпринимательской сфере и государственной  деятельности, работа этой социально-экономической структуры наполнится новым смыслом, и в деятельности всей вертикали потребкооперации появится перспектива.


В чем он ее видит?


- В том, чтобы реформа в системе потребительской кооперации позволила нам легче распоряжаться общественным имуществом для производства продукции и ее реализации, быть конкурентоспособными в противостоянии с частными структурами, и стало меньше бумаг, по которым необходимо отчитываться.


- Если можно, приведите конкретный пример в подтверждение ваших тезисов...


- Ранее потребкооперация занималась заготовительной деятельностью. Она приобретала излишки сельхозпродукции у населения и реализовала их через свою сеть, или направляла на собственную переработку также с дальнейшей реализацией. Ситуация изменилась не в нашу пользу. Сегодня частник приехал под двор сельского жителя, купил у него что-то для реализации, сразу же уплатил деньги наличкой, и никто кроме них двоих не знает, что продано и сколько. Мы же обязаны, приобретя у крестьян сельхозпродукцию, сообщить в налоговую службу о сдатчиках и на какую сумму они ее продали нам. А это потом влияет на жилищные субсидии жителям. Поэтому они неохотно сдают излишки сельхозпродукции нам. Более того, согласно украинскому законодательству мы должны иметь документы, подтверждающие качество закупленной продукции. Поэтому закупки такой продукции ведем только для собственного использования...


- Недавно у вас прошло общее собрание пайщиков в рамках проводимой в отрасли реформы. Какие изменения уже наметились? 


- Ряд членов нашего потребительского общества, которые не принимали никакого участия в его деятельности, а числились только на бумаге, написали заявления о выходе. Со всеми мы рассчитались по взносам. И в обществе остались только те, кто намерен своими взносами поднимать эффективность экономической работы потребобщества. С целью повысить ответственность пайщиков за результаты работы потребобщества собрание решило повысить обязательные паевые взносы.


- Какова вертикаль потребительского общества района?


- Это само райпо и четыре его дочерние предприятия - хлебозавод, "Мрія", "Янтарь" и "Полюс". Это двадцать два магазина в 14 населенных пунктах, четыре школьные столовые. Все они дали для района 86 рабочих мест. Нанятые рабочие не являются пайщиками, поскольку среди них бывает текучесть кадров, и мы не хотим иметь в членах "мертвых душ"...


... Социально-экономические потрясения в стране после обретения ею независимости не обошли стороной и деятельность Марковского района. То количество хлеба, которое выпекается дочерним предприятием "Марковский хлебозавод" сегодня за месяц, ранее выпускалось за сутки.


Директор ДП "Марковский хлебозавод" Николай Рак рассказал, что количество работников предприятия вынужденно привели в соответствие с выпускаемым объемом продукции. Другими словами, затраты стали меньше на тот объем продукции, который сегодня выпускается - 8 - 10 тонн хлеба и хлебобулочных изделий десяти наименований и 1000 килограммов пряников пятнадцати наименований в месяц. На это количество продукции гарантирована полная реализация. Производство на хлебозаводе переведено на электрическую энергию, и работы выполняются ночью, когда она дешевле.


- На днях переведем выпуск пряников в наш кондитерский цех, - продолжил Николай Рак. - И увеличим выпуск и пряников, и бисквитной продукции. А на хлебокомбинате останется только выпуск хлеба. Относительно пряников и не только... Вся наша продукция выпускается только на апробированном годами сырье, без красителей и консервантов. Хлеб печем по домашним рецептам и в печах типа русской.


То же и с пряниками. Их наименований пятнадцать, в том числе есть и "марковский", но всех их наши покупатели называют марковскими, хотя они имеют другие наименования - "майский", "ярмарочный", "бодрость", "молочные", "зоологические" и другие...


Директор сетует на конкурентов, привозящих свою продукцию аж из Луганска. Со своим старым оборудованием и отсутствием собственного более дешевого зерна (муки) марковский хлебозавод не в состоянии выдерживать их натиск. А купить новое оборудование не позволяет небольшая выручка от реализации нынешнего количества продукции.


Замкнутый круг... Разорвать его, считают в районном потребительском обществе, поможет проводимая в отрасли реформа и помощь облпотребсоюза.


... Мы побывали еще в нескольких предприятиях райпо. Магазин "Маркет" в самом центре Марковки, небольшой по площади, но сюда идут и идут покупатели. Причем, как выяснилось, некоторые из них не интересовались, какому ведомству он принадлежит. Для них главное: качественная продукция и уважительное отношение продавцов. Так сказала нам жительница района пенсионерка Талина Васильевна Скиртач.


- Этот магазин работает по методу самообслуживания покупателей, - добавляет Геннадий Сморода. - И еще: более восьмидесяти процентов реализуемых здесь товаров промышленной группы привезены с универсальной торговой базы облпотребсоюза в Луганске...


Как ни странно, но во многих населенных пунктах Луганщины была ликвидирована часть отрасли торговли, имевшая постоянных посетителей - общественное питание, а проще столовые.  Марковская же столовая, то есть ДП «Мрія», получает в месяц выручки 40 – 45 тысяч гривень. Неплохо работает и ее уютный кафетерий по соседству…


Реформа – это всегда движение вперед. В потребкооперации есть люди, понимающие свое место в экономике региона, есть свои предприятия. Главное - за энергией и инициативой пайщиков, организаторов кооперативного дела.


Борис ЛАНИН.
















← Назад