Рынок в базарный день

article53.jpg

При всем обилии и разнообразии супермаркетов и магазинов рынок остается необходимой частью городской жизни. Купить домашние молоко, творог, яйца, кусок самого свежего мяса, клубнику с грядки — все это возможно только здесь. Удобно, конечно, после работы забежать в ближний магазин и приобрести необходимые продукты, но субботний выход на рынок (именно этот день самый «базарный») для многих рубежан является не просто необходимостью, а своего рода традицией и даже ритуалом. Как правило, заготовка продуктов делается на всю предстоящую неделю. Это удобно и выгодно. Поэтому рынок был, есть и будет.


О том, как живет сегодня ДП «Рубежанский рынок», наш разговор с его директором Л.А. Чаповой. А  проходил он не в служебном кабинете, а прямо среди шумных торговых рядов. Любовь Александровна выступала в роли экскурсовода. Рынком Л.А. Чапова руководит без малого пять лет. О том, что он за эти годы очень изменился, факт неоспоримый. Это подтвердит каждый житель нашего города.

Напротив административного здания находятся торговые киоски по продаже промышленных товаров.

— Многие помнят, какой неприглядный вид имели здесь прилавки, — рассказывает Любовь Александровна. — Поэтому было решено раз и навсегда уйти от безобразных «хибар». Сейчас киоски стоят ровно, все они одинаковой высоты и похожи на уютные мини-магазины. Совместно с предпринимателями благоустроили территорию, выложили плиткой дорожки. Согласитесь, это и красиво, и удобно. А вот еще одно удобство — покупатель может примерить перед зеркалом понравившуюся вещь.

Корр.: — Такое облагораживание торговых рядов связано ведь не только с тем, чтобы придать рынку цивилизованный вид?

Л. Чапова: — Безусловно. Мы заинтересованы в увеличении количества торговых павильонов, ведь это приносит доход предприятию. А их эстетический вид, создание удобств для предпринимателей и покупателей — одна из важных составляющих нашей работы. Поэтому благоустройству рынка уделяется большое внимание. Первое, что сделали, — привели в порядок кровлю молочного и мясного павильонов, кафе «НиК», камеры хранения. Затем взялись за обустройство мясного павильона. Он давно требовал к себе внимания.


Основное предназначение рынка — это все-таки реализация сельскохозяйственной продукции. Только за девять месяцев текущего года продано 467 тонн мяса, 1309 тонн картофеля, 1783 тонны овощей и 775 тонн фруктов. Привозят к нам свою продукцию фермерские хозяйства и жители Кременского и Старобельского районов, Донецкой области и др. Товаропроизводителям торговые места предоставляются в первую очередь.

Как положено бизнесменам, стараемся каждый кусочек земли использовать с пользой и получать прибыль. Например, долгое время торговля овощами велась с земли. Мы построили бетонные прилавки и теперь сдаем их в аренду.

Корр.: — Любовь Александровна, планируется ли ремонт павильона гастрономии? Очень уж неприглядный вид он имеет.

Л. Чапова: — Это большая и серьезная работа. Заниматься этим павильоном будем, но вместе с предпринимателями, которые там торгуют. Заменим окна на  металлопластиковые, отремонтируем кровлю, сделаем нормальные полы. Есть мысль оборудовать в павильоне мини-магазины. Для этого будут установлены специальные стеклопакеты. Если все задуманное получится, павильон гастрономии будет иметь совершенно другой вид, станет гораздо привлекательнее.

В январе должны подключить новую подстанцию, которая позволит увеличить мощность подаваемой электроэнергии. Финансово данный проект для рынка затратный, но мы сознательно пошли на расходы. Люди устали зимой мерзнуть, а летом изнывать от жары. Теперь можно будет по необходимости устанавливать и кондиционеры, и обогреватели.

Корр.: — Не один год горожане жаловались на то, что после дождя и в весеннюю распутицу территория рынка напоминала большую лужу. Что сделано в этом плане?

Л. Чапова: — Претензии были обоснованными. Этот вопрос постоянно держим на контроле. Часть дорог заасфальтировали, сделали ливневые стоки. Но проблемные места еще есть, будем работать. Вообще на рынке нет второстепенных вопросов — все важно, и для нас и для тех, кто торгует и кто покупает. Взять хотя бы туалет. То, каким он был раньше, не выдерживало никакой критики. Разве могли устроить эти ужасные «удобства во дворе» человека, полдня находящегося за прилавком? Поэтому первое, что было сделано администрацией рынка с моим приходом, — мы построили новый туалет.

Корр.: — Любовь Александровна, каково финансовое положение вашего предприятия?

Л. Чапова: — ДП «Рубежанский рынок» со своей задачей прибыльности и окупаемости расходов справляется. Как любой хороший хозяин, мы привыкли считать деньги. Еще недавно рынок имел свое торгово-закупочное предприятие, но оно перестало приносить прибыль. Поэтому было решено сократить его, оставили только лоток по продаже «Нашей рябы». А вот кафе «НиК» работает успешно и пользуется популярностью у горожан. Ни закрывать его, ни сдавать в аренду не собираемся.

Корр.: — Осень — время заготовок овощей на зиму. Напротив рынка предприниматели развернули довольно широкую и бойкую торговлю. Им что, не хватает места внутри его территории?

Л. Чапова: — А никто из них даже не спрашивает об этом. Так ведь удобно — можно реализовывать продукцию, не оплачивая рыночные услуги, которыми несанкционированные торговцы безусловно пользуются. Дошло до того, что некоторые предприниматели закрыли у нас свои киоски и вышли торговать на улицу, обезопасив себя от рыночных сборов.

Городские власти видят свою задачу в создании условий для обеспечения населения сельскохозяйственной продукцией по доступным ценам, Чтобы люди в сезон могли максимально «напитаться» витаминами и сделать необходимые заготовки на зиму. Кратчайший путь — получить продукцию непосредственно с полей, минуя посредников-перекупщиков, то есть вспомнить славный лозунг советских времен «поле — прилавок». Но парадокс в том, что те, кто выращивает овощи своими силами, продают их на нашем рынке, а на улице торгуют перекупщики, которые тоннами завозят в город картофель, морковь, капусту и другую сельхозпродукцию, скупленную по дешевке.

Они предпочитают стихийную торговлю, нарушая тем самым установленные правила. Рядом с фурами, груженными картофелем, расположились продавцы с медом, яблоками, апельсинами (!), живой рыбой, кровяной колбасой. И я не могу на них воздействовать — все, что находится по ту сторону дороги, не относится к территории рынка, и мои полномочия на те участки не распространяются. А как вам такая картина: недавно один из заезжих предпринимателей додумался натянуть веревку между деревьями и развесить нижнее белье. И это на одной из центральных улиц города!

Стихийная торговля захлестнула Рубежное, а ведь это квалифицируется как нарушение общественного порядка. Наш рынок — это легальная организация, зарегистрированная и действующая в соответствии с правилами торговли. Здесь регулярно убирается территория, работает ветеринарная служба, контролирующая качество продукции, которая попадает на прилавки, а затем на столы горожан. А что собой представляет стихийный рынок? Продукты лежат прямо на земле, вокруг снуют стаи собак, рядом проезжают автомобили. Это счастье, что еще никто в этой беспорядочной толпе не попал под колеса…

Корр.: Мы прошли с Любовью Александровной вдоль рядов стихийного рынка. И я разделяю ее тревогу и возмущение. Живая рыба и мед, яблоки и картофель, цитрусовые и колбасные изделия, конфеты — бойкая торговля этими и другими продуктами питания ведется за территорией рынка, можно сказать, в антисанитарных условиях.

Л. Чапова: — Каждый месяц мы обязаны перечислять средства в городской бюджет и добросовестно это делаем. Но почему законопослушные предприниматели поставлены в неравные условия со «стихийщиками»? Городской власти и соответствующим службам необходимо повернуться лицом к этой проблеме и крепко задуматься, как же разрешить ее с выгодой для местного бюджета. А рынок в Рубежном мы будем развивать и благоустраивать. Именно на это нас нацеливает новый руководитель Луганской облпотребкооперации, дочерним предприятием которой мы являемся.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад