Доклад председателя правления Укоопсоюза Владислава Гончаренко на ХХІ (внеочередном) съезде потребительской кооперации Украины

article42.jpg

Весомость и уникальность потребительской кооперации

Уважаемые делегаты съезда!

Уважаемая кооперативная общественность!                               

Кооперация в Украине имеет давнюю и богатую историю, которая начала свой отсчет в далеком 1866 году.

Непредубежденный взгляд на формирование украинской государственности на разных этапах ее становления дает серьезные основания утверждать, что кооперация, в частности потребительская, – это уникальный социально-экономический феномен, реально способный внедрять в жизнь идею экономической, духовной, культурно-национальной независимости.

Действительно, сегодня потребительская кооперация является едва ли не единственной системой такого масштаба, выстоявшей во времена радикальных экономических и политических трансформаций в государстве и продолжающей выполнять не только свои хозяйственные, но и социальные функции.

Не только в Украине, но и во всем мире кооперативные методы хозяйствования успешно выдерживали испытание временем и доказали свою жизнеспособность в условиях различных общественно-политических формаций.

Ныне общая численность кооператоров в странах-членах Международного Кооперативного Альянса, в состав которого уже 20 лет входит и Укоопсоюз, составляет почти миллиард человек.

Тот факт, что сегодня каждый шестой землянин является кооператором, лишь подтверждает способность кооперативной модели хозяйствования органично влиться в рыночные механизмы.

Но какой именно должна быть модель деятельности потребительской кооперации Украины? Какой она является сегодня? Жизнеспособна ли она в своей нынешней форме в долгосрочном периоде при условиях активного развития всепоглощающих предпринимательских структур в контексте глобализации и концентрации бизнеса?

Дело в том, что в рыночной экономике у кооперативов двойное призвание: с одной стороны -- проводить в условиях жесткой конкуренции свою хозяйственную деятельность, а с другой -- разрешать социально-экономические разногласия в обществе и реализовывать принципы демократического движения.

Но социальную функцию потребительской кооперации можно успешно осуществлять только при условии успешного выполнения ее экономической функции. Поэтому действующую хозяйственную и организационно-правовую модель потребительской кооперации Украины следует оценивать в контексте огромного современного динамизма.

Вместе с тем кооперативное движение в Украине остается важным фактором стабильного развития национальной экономики и гуманизации социально-экономических отношений, оно сегодня, как никогда, находится в условиях жесткой конкурентной борьбы и глобализации мировой экономики, отдельные элементы которой мы уже не только наблюдаем, но и ощущаем, в частности в отрасли торговли.

Поэтому можем с уверенностью говорить о том, что сама жизнь вынесла на повестку дня вопрос созыва внеочередного съезда, поскольку потребительская кооперация подошла к рубежу неотложной необходимости комплексного реформирования системы потребительской кооперации Украины.

 

Реформирование

Уважаемые делегаты и участники съезда!

Сегодня потребительская кооперация Украины продолжает играть важную роль в отечественной экономике, обеспечении населения продуктами питания и другими социально ориентированными товарами, а также является движущей силой развития инфраструктуры на селе, торгового обслуживания и обеспечения занятости населения.

На протяжении более чем 70-летней советской истории потребительская кооперация Украины функционировала как эффективная хозяйственная система, обеспечивавшая потребности в товарах и услугах не только своих пайщиков и работников, а и значительной части населения УССР и других союзных республик.

После распада СССР и провозглашения независимости произошел переход Украины от плановой к рыночной модели экономики, которая действует на принципах конкуренции, свободного движения товаров и услуг и предусматривает новые формы хозяйствования.

С изменением экономического устройства государства изменилось и законодательство, регулирующее вопросы собственности, деятельности объединений граждан, осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности, налогообложения ее результатов и т.п.

На фоне становления украинского рынка и возрастания конкуренции внутри системы потребительской кооперации начали ослабляться экономические связи, уменьшаться объемы и показатели ее хозяйственной деятельности. Тем временем свою деятельность активизировали частные отечественные и иностранные товаропроизводители и торговые сети.

Благодаря скоординированной и централизованной на общегосударственном уровне хозяйственной деятельности, а также значительным инвестициям, они начали вытеснять предприятия потребительской кооперации с рынка.

Система потребительской кооперации Украины в этот период не претерпела существенных изменений и продолжала действовать на организационных принципах, которые были наработаны на протяжении предыдущих десятилетий. Такой подход в значительной степени защитил систему от ситуационных и конъюнктурных решений и позволил сохранить потребительскую кооперацию Украины как целостную и единую организацию, ее кооперативные ценности и социальное назначение.

Но с каждым годом кооперативным организациям и предприятиям становится все сложнее конкурировать на рынке. Более того, обострение конкурентной борьбы происходит в условиях утраты потребительскими обществами, их союзами и созданными ими предприятиями своего имущества.

По оценкам специалистов и работников потребительской кооперации, за период независимости система утратила свыше 80% своего имущества, существенно уменьшилась ее доля на рынке розничной торговли и т.п. Это обусловлено прежде всего тем, что система потребительской кооперации не в полной мере адаптировалась к новым условиям хозяйствования и нового законодательства.

Если такие тенденции сохранятся и в дальнейшем, то существует вероятность, что за несколько лет потребительскую кооперацию Украины будет ожидать системный кризис, который может привести к ее упадку и прекращению существования.

Таким образом, реформирование системы потребительской кооперации, завершение ее адаптации к условиям рыночной экономики и современного законодательства является насущной необходимостью, от реализации которой зависит дальнейшая судьба потребительской кооперации в Украине.

Сегодня по инициативе Президента Украины проводится комплексная модернизация экономики государства. Качественные преобразования происходят практически во всех сферах его общественно-политической жизни, в частности в судебной, налоговой, сфере земельных отношений и многих других.

Убежден, что кооператорам нельзя игнорировать уровень динамизма современных социально-экономических процессов в стране, а необходимо в полной мере принимать в них участие.

Я верю, что каждый из нас -- от обычного члена сельского потребительского общества и до члена правления Укоопсоюза -- понимает, что именно от наших целенаправленных, систематических и слаженных действий зависит будущее потребительской кооперации в Украине.

 

Изучение вопроса реформирования потребительской кооперации Украины

Уважаемые делегаты и участники съезда!

Первая попытка реформирования системы потребительской кооперации была осуществлена в 1994 году на ХVІ съезде потребительской кооперации Украины путем принятия Концепции размежевания собственности в потребительской кооперации Украины.

Она положила начало формированию неделимого фонда в потребительских обществах как гаранта их сохранения.

В дальнейшем на базе данной Концепции ХVІІІ (внеочередной) съезд потребительской кооперации Украины утвердил Программу завершения размежевания и закрепления собственности в потребительской кооперации Украины.

Эта программа завершилась в 2009 году, относительно чего было принято соответствующее решение ХХ съездом потребительской кооперации Украины.

Программа завершения размежевания и закрепления собственности, конечно, имела свои сильные и слабые стороны.

Сильными сторонами было то, что:

-- она побудила работников потребительской кооперации мыслить и работать рыночными категориями;

-- более 90% субъектов хозяйствования вышли на прибыльную работу;

-- сформирован собственный капитал, благодаря которому осуществляется финансирование хозяйственной деятельности потребительских обществ и потребсоюзов, что позволило экономить на привлечении кредитов.

К сожалению, недостаточно организованная работа по внедрению норм Программы уменьшила ее эффект.

Вследствие отсутствия действенной пропаганды, популяризации норм Программы в средствах массовой информации ее отдельные нормы, а порой их суть понимались несколько искаженно.

Я детально информирую вас о последствиях выполнения Программы, прежде всего для того, чтобы мы учли все недостатки и не допустили их при осуществлении дальнейшего реформирования потребительской кооперации Украины.

Уважаемые делегаты и участники съезда!

Безусловно, ключевыми целями дальнейшего реформирования системы потребительской кооперации Украины должны быть сохранение системы потребительской кооперации, ее целостности, единства и социального назначения, а также повышение эффективности хозяйственной деятельности в системе потребительской кооперации.

Впрочем, хотя названные мною цели являются наиболее концептуальными и основополагающими, их недостаточно. Для того чтобы начинать реформу, их необходимо было конкретизировать, исходя из текущего состояния дел в потребительских обществах, их союзах и созданных ими предприятиях и перспективных планов их развития, определиться с основными направлениями дальнейшей реформы и теми задачами, которые необходимо решить по каждому из них.

Для этого, согласно постановлению пятого собрания Совета Укоопсоюза двадцатого созыва от 26 мая прошлого года, была создана рабочая комиссия по вопросам дальнейшего развития и реформирования потребительской кооперации Украины. В ее состав вошли председатели правлений потребсоюзов, члены правления Укоопсоюза и представители кооперативной науки.

Также по результатам отбора среди юридических фирм Украины правлением Укоопсоюза были привлечены к этой работе наиболее компетентные юридические консультанты.

Совместными усилиями обработано и проанализировано значительное количество предложений от кооператоров и кооперативных организаций, информации и нормативных документов с тем, чтобы подобрать для потребительской кооперации Украины наиболее оптимальную модель дальнейшей реформы.

В частности, многие из вас знают о правовом аудите, который проводился осенью 2011 года с целью определения текущей ситуации в системе. Аудит проходил с октября 2011 года по февраль 2012 года и охватил почти 4,5 тыс. кооперативных организаций и их предприятий.

По его результатам были выявлены проблемные вопросы в деятельности потребительской кооперации Украины и возможные пути их решения, о чем наши юридические партнеры отчитывались перед кооперативной общественностью во время Крымского форума потребительской кооперации, проходившего в конце мая -- начале июня этого года в г.Алушта.

На основе данного правового аудита, а также зарубежного опыта потребительской кооперации других стран было разработано несколько предложений относительно модели дальнейшего реформирования потребительской кооперации Украины.

Кроме того, совместно с юридическими партнерами изучались предложения и видение дальнейшей реформы в отраслях, для председателей облпотребсоюзов проводились учебные семинары и презентации с целью выявления потребностей и ожиданий, которые необходимо учесть во время дальнейшего реформирования.

В частности, были проведены учебные семинары о современных формах организации и ведения бизнеса в Украине, о правовом режиме собственности потребительской кооперации, о современных технологиях привлечения инвестиций для бизнеса и т.п.

На базе результатов правового аудита и предложений из областей был разработан предварительный программный документ дальнейшей реформы -- Основные принципы дальнейшего реформирования системы потребительской кооперации Украины, которые было приняты за основу согласно постановлению шестого собрания Совета Укоопсоюза двадцатого созыва от 30 ноября 2011 года.

Этот документ зафиксировал базовые принципы дальнейшей реформы, а также ключевые проблемы и задачи, которые целесообразно решить в рамках реформы.

Кроме того, перед представителями кооперативной общественности неоднократно выступал советник наших юридических партнеров, эксперт Европейского банка реконструкции и развития господин Яцек Аустен.

Он четко указал, что европейский опыт реформирования потребительской кооперации в первую очередь связан с определением приоритетных направлений хозяйственной деятельности кооперативов и сосредоточением усилий на их развитии.

Такими направлениями для большинства кооперативных систем являются оптовая и розничная торговля. Украинская потребительская кооперация, по его мнению, сможет выстоять в условиях жесткой конкурентной борьбы только если объединится и сконцентрирует свои усилия на розничной торговле, связанной совместными оптовыми закупками.

В сотрудничестве с нашими юридическими консультантами было проведено детальное исследование возможности создания потребительской кооперацией мощной общенациональной розничной сети и системы оптово-логистических закупочных центров.

Могу с уверенностью утверждать, что по результатам этих исследований потребительская кооперация Украины имеет все необходимые возможности и ресурсы для того, чтобы ответить на этот вызов и стать одним из ключевых игроков на рынке.

Она дала нам возможность сформировать представление о том, какой мы хотим видеть потребительскую кооперацию в будущем -- экономически мощной, прибыльной организацией общегосударственного значения с высоким уровнем социальной ответственности.

На основе этих знаний и предложенных вариантов реформирования, а также инициатив отдельных облпотребсоюзов в Алуште во время саммита председателей облпотребсоюзов и была разработана концептуальная идея той модели дальнейшей реформы, которая сегодня предлагается для воплощения.

Именно эта модель реформы нашла свое отражение в Программе дальнейшего реформирования потребительской кооперации Украины, которая утверждена собранием Совета Укоопсоюза и вынесена сегодня, уважаемые делегаты съезда, на ваше рассмотрение.

Поэтому сейчас я более детально остановлюсь на основных аспектах модели дальнейшего реформирования потребительской кооперации Украины.

Она предусматривает проведение изменений в системе по четырем основным направлениям:

1. Повышение эффективности хозяйственной деятельности потребительской кооперации.

2. Совершенствование кооперативной политики и организационно-кооперативной работы.

3. Совершенствование организационно-правовой формы системы потребительской кооперации Украины.

4. Либерализация порядка использования и распоряжения кооперативным имуществом.

Относительно повышения эффективности хозяйственной деятельности потребительской кооперации

Одной из ключевых проблем современной потребительской кооперации Украины является ослабленность, по сравнению с советским периодом, хозяйственных взаимосвязей между различными звеньями ее системы.

Если на уровне областей потребительские общества, их союзы и созданные ими предприятия кооперируются для достижения своих хозяйственных целей, то на межрегиональном и общегосударственном уровнях почти исчезли экономические связи, которые объединяли бы все звенья системы потребительской кооперации Украины на основе взаимного интереса.

Это приводит к тому, что единственным фактором объединения потребительских обществ, их союзов и созданных ими предприятий остается историческая традиция и формальное членство в системе. Однако в сложных современных экономических условиях такая связь ненадежна.

Из года в год на украинском рынке возрастает конкуренция, появляются новые производители, торговые сети, предприятия, использующие современные эффективные формы и методики организации и ведения бизнеса, привлекающие значительные инвестиции в свое развитие.

Со временем они лишь укрепляют позиции на рынке и постепенно вытесняют кооперативные организации и их предприятия, действующие разрозненно и не в полной мере использующие внутренние резервы друг друга.

Несмотря на утрату за период независимости свыше 80% своего имущества, система потребительской кооперации все еще владеет значительным его количеством. Система имеет все необходимые ресурсы и высококвалифицированных специалистов для создания мощного бизнеса общегосударственного масштаба и объединения на основе совместного хозяйствования всех звеньев системы с сохранением за ними их собственности.

Учитывая ограниченность ресурсов, потребительским обществам, их союзам и созданным ими предприятиям необходимо определиться с хозяйственными приоритетами, перепрофилировать или отказаться от нерентабельных и затратных отраслей и сосредоточиться на направлениях деятельности, традиционно являющихся сильной стороной украинской и мировой потребительской кооперации.

К ним, в частности, относятся: розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами, производство товаров народного потребления, оптово-логистическая деятельность, организация рыночной торговли и предоставление рыночных услуг и т.п.

Как свидетельствует опыт систем потребительской кооперации других государств (Норвегии, Венгрии, Швеции, Великобритании), такой путь является единственно верным для того, чтобы сохранить потребительскую кооперацию, ее ценности и социальную направленность в условиях жесткой рыночной конкуренции.

Решение этой задачи потребует от потребительской кооперации:

* концентрации хозяйственной деятельности и рационального расположения кооперативных хозяйственных объектов, модернизации предприятий, оптимизации их мощностей;

* оптимизации хозяйственной деятельности на базе новых технологий, методов и форм хозяйствования;

* внедрения конкурентных стратегий, эффективных методов конкурентной борьбы, реализации конкурентных преимуществ потребительской кооперации.

Совместный бизнес на основе взаимовыгодного интереса позволит обеспечить единство и целостность системы потребительской кооперации Украины, а также ее стабильность и благополучие в будущем.

Локомотивом этого процесса должна стать наша базовая отрасль -- торговля. Об этом говорят как специалисты, с которыми мы сотрудничаем, так и наши зарубежные коллеги.

К примеру, кооператоры западных стран активно пользуются практикой совместного осуществления закупок и объединяются в этой работе даже на международном уровне (Швеция, Норвегия и Дания).

Но для достижения положительного долгосрочного социально-экономического эффекта от такого объединения этот процесс должен быть максимально прозрачным и выгодным для кооперативной общественности всех уровней.

С целью развития такого подхода к осуществлению хозяйственной деятельности в системе Укоопсоюза создана рабочая комиссия по вопросам совместных закупок в рамках стратегического комитета, в состав которого вошли представители всех облпотребсоюзов.

Хотя не верно утверждать, что примеров такой успешной консолидации в работе потребительская кооперация Украины не имеет.

В сфере кооперативного образования уже несколько лет подряд практикуются те принципы укрупнения, интеграции и кооперирования на уровне организаций, которые являются современными тенденциями во всем мире.

Интеграция подготовки специалистов по образовательно-квалификационным уровням в кооперативных колледжах и техникумах, университете и академии в рамках созданных учебных комплексов "Освіта" и "Академія" уже не один год обеспечивает формирование контингента студентов, эффективное использование научно-педагогических и педагогических кадров и материально-технической базы.

Это дает основания утверждать, что от такого объединения, от вертикальной интеграции кооперативных высших учебных заведений различных уровней аккредитации положительные результаты получают все участники.

Уважаемые делегаты и участники съезда!

Все мы четко сознаем, что в основе потребительской кооперации лежит идея удовлетворения коллективных потребительских потребностей. Однако эффективно реализовывать ее без достаточных финансовых ресурсов и хозяйственного потенциала невозможно.

Чтобы сохранить систему, ее социальную миссию и благосостояние пайщиков и работников потребительской кооперации, мы должны объединяться в по-настоящему совместной деятельности.

Укоопсоюз уже работает над разработкой таких проектов.

Учитывая то, что в этой работе очень полезным и даже необходимым является использование зарубежного опыта, к сотрудничеству были привлечены опытные венгерские специалисты, которые активно участвовали в реформировании хозяйственной модели потребительской кооперации своего государства.

Наше сотрудничество призвано наладить совместный оптово-логистический кооперативный бизнес и розничную сеть общегосударственного уровня. Этот бизнес сможет стать одним из центров совместного экономического интереса, который позволит укрепить или даже "зацементировать" связи между всеми звеньями системы.

Глубокоуважаемые делегаты и участники съезда!

В основе идеи потребительской кооперации всегда был и остается человек, пайщик, кооператор. Реформировать хозяйственную отрасль невозможно без привлечения и активного участия пайщиков и работников системы. В связи с этим возникает необходимость в реформировании кооперативной политики и организационно-кооперативной работы.

Сегодня пайщиками потребительской кооперации являются почти 500 тыс. человек. Однако в последние годы большая их часть фактически занимает пассивную позицию: не принимает участия в жизни потребительских обществ, не вкладывает средства в их развитие и даже не поддерживает потребительскую кооперацию путем приобретения товаров и услуг в кооперативных магазинах или других кооперативных учреждениях.

Такая ситуация в определенной степени обусловлена снижением эффективности хозяйственной деятельности в системе потребительской кооперации, активности организационно-кооперативной работы с пайщиками и отходом от базовой идеи потребительской кооперации – объединения для удовлетворения потребительских потребностей пайщиков-потребителей.

Все мы помним, что ключевым мотивом участия в жизни системы потребительской кооперации для пайщиков в советский период была возможность получать доступ к дефицитным товарам, то есть удовлетворять свои потребительские нужды.

Сейчас члены потребительских обществ имеют свободный доступ ко всему разнообразию товаров и услуг, но не получают никаких льгот при их приобретении в магазинах и учреждениях потребительской кооперации. Кроме того, в связи со сложным экономическим положением, а также снижением эффективности хозяйствования в системе они во многих случаях не получают и выплаты на свои паи.

Поэтому естественно, что в таких обстоятельствах пайщики утрачивают заинтересованность в потребительской кооперации и не мотивированы принимать активное участие в ее жизни и обеспечении ее эффективной деятельности.

Но их пассивная позиция создает риски и препятствия в деятельности потребительских обществ и их союзов.

Нередки случаи, когда из-за таких членов потребительских обществ заинтересованные лица пытались лоббировать решения о продаже в их пользу по заниженной стоимости наиболее ликвидного имущества или его передаче в аренду на невыгодных для системы условиях, передаче под контроль высокоэффективных кооперативных предприятий и т.п.

Это может привести не только к реальной утрате имущества, но и к прекращению деятельности потребительских обществ.

Вместе с тем согласно законодательству каждый пайщик имеет один голос, независимо от размера своего паевого взноса и реального участия в деятельности потребительского общества.

Как следствие, ключевые вопросы деятельности потребительских обществ не всегда могут быть решены или решаются неоперативно, поскольку пассивные пайщики не принимают участия в собрании, следовательно, решение не набирает необходимого количества голосов.

 

Обновление кооперативной политики

 Для активизации членов потребительских обществ и устранения указанных препятствий и рисков необходимо качественно обновить кооперативную политику и активизировать организационно-кооперативную работу среди населения.

Основной целью новой кооперативной политики должно стать возвращение потребительской кооперации к своей первичной идее -- удовлетворению потребительских ожиданий и нужд пайщика -- потребителя. Для максимально эффективной реализации данного направления дальнейшей реформы крайне необходимым является проведение перерегистрации членов потребительских обществ системы Укоопсоюза.

Перерегистрация обеспечит органы управления кооперативных организаций полной и достоверной информацией о членах, ассоциированных членах потребительских обществ на 31 декабря 2012 года.

Это позволит:

-- сформировать кооперативные участки с учетом изменений, произошедших в деятельности потребительских обществ и их членов, ассоциированных членов за период после ХХ съезда потребительской кооперации Украины;

-- гражданам Украины определиться с их правовым статусом относительно членства в потребительском обществе;

-- органам управления потребительских обществ и потребсоюзов на должном уровне подготовиться к отчетно-избирательной кампании потребительской кооперации Украины в 2013-2014 годах;

-- и самое главное -- перерегистрация будет содействовать эффективной реализации Программы реформирования потребительской кооперации.

Нормативное обеспечение для проведения Всеукраинской перерегистрации членов и ассоциированных членов потребительских обществ уже разработано и проверено на практике.

Также отмечу, что вчера на восьмом собрании Совета Укоопсоюза двадцатого созыва было принято решение рекомендовать потребительским обществам системы Укоопсоюза увеличивать размеры паевых взносов для их членов.

Но отмечу, что прежде всего нам необходимо отработать механизмы смягчения финансовой нагрузки на ветеранов системы потребительской кооперации и ее активных пайщиков.

Из-за отсутствия же у членов потребительских обществ возможности или желания уплачивать членские взносы в больших объемах, их ни в коем случае нельзя оставлять вне системы, а приглашать к ассоциированному членству.

Глубокоуважаемые делегаты и участники съезда!

Залогом успеха новой кооперативной политики является повышение эффективности хозяйственной деятельности в системе. В условиях свободного доступа пайщиков к товарам и услугам по рыночным ценам они будут заинтересованы в том, чтобы приобретать их для потребления на как можно более выгодных условиях.

Потребительская кооперация всегда была одним из лидеров торгового обслуживания населения и должна сохранить за собой эту позицию. Для этого потребительские общества, их союзы и созданные ими предприятия должны объединить усилия и возможности и создать условия, при которых пайщики смогут приобретать разнообразные товары и услуги высокого качества по более низким, чем у конкурентов, ценам.

Вместе с эффективной организационно-кооперативной работой это будет мотивировать членов потребительских обществ выбирать в первую очередь магазины и учреждения потребительской кооперации для удовлетворения своих потребительских нужд.

Более того, это будет содействовать укреплению имиджа потребительской кооперации как социально сознательной и ответственной организации, а также возрастанию объемов и показателей ее хозяйственной деятельности.

При этом ключевое значение для обеспечения прибыльного хозяйствования приобретает эффективность использования нами, кооператорами, своих внутренних ресурсов, в первую очередь имущества.

Поэтому отдельное внимание в рамках реформы, уважаемые коллеги, уделяется именно вопросам кооперативной собственности.

В последние годы в системе потребительской кооперации Украины действует концепция "делимого" и "неделимого" имущества, предусматривающая специальные процедуры относительно продажи, передачи в аренду или залог кооперативного имущества, включенного в перечень неделимого. Как вам известно, одной из главных задач ее внедрения было обеспечение сохранения имущества потребительской кооперации и предотвращение его недобросовестного отчуждения в пользу посторонних лиц.

Для распоряжения неделимым имуществом потребительским обществам, их союзам и созданным ими предприятиям необходимо проводить аукционы и получать согласие союза высшего уровня, в том числе и Укоопсоюза.

Такая процедура иногда может длиться несколько месяцев, а потребительские общества и их союзы не имеют возможности принимать оперативные хозяйственные решения и эффективно использовать имущество, в том числе путем его продажи или передачи в пользование посторонним лицам.

В такой ситуации система, с одной стороны, защищает потребительские общества, их союзы и созданные ими предприятия от решений, которые могут привести к причинению им вреда, а с другой -- создает препятствия для развития их хозяйственной деятельности и эффективного использования кооперативного имущества.

С годами такое имущество изнашивается, теряет свои полезные свойства и конкурентные преимущества и превращается в неликвидное имущество, которое простаивает и нуждается в постоянном расходовании средств на его поддержание.

В свою очередь, это приводит к накоплению в системе потребительской кооперации значительного количества имущества, которое не может быть использовано потребительскими обществами и их союзами и не интересно посторонним лицам (инвесторам).

Такая ситуация негативно сказывается на эффективности хозяйственной деятельности в системе потребительской кооперации.

В условиях, когда жизненно необходимо сосредоточиться на приоритетных сферах хозяйствования, их дальнейшем развитии и привлечении инвестиций, потребительские общества и их союзы вынуждены распылять свои усилия на многопрофильную структуру хозяйственной деятельности и заниматься поддержкой непрофильных и низкоприбыльных объектов. В конце концов, такая ситуация приводит и к ухудшению имиджа потребительской кооперации как собственника.

Кроме того, действие концепции неделимого имущества обусловливает то, что потребительские общества и их союзы всех уровней, хотя формально и являются собственниками закрепленного за ними имущества, на практике не могут в полной мере реализовывать свои права собственника: владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом. Их правомерности ограничены нормативными актами, действующими в системе.

В ходе реформирования целесообразно пересмотреть эту концепцию и принципы формирования перечня неделимого имущества.

Следует определить необходимый минимум имущества, который будет обеспечивать деятельность системы и может быть использован для налаживания экономических связей общегосударственного уровня в системе потребительской кооперации -- то есть стратегическое имущество. Остальное имущество можно отнести к нестратегическому, которым потребительские общества, их союзы и созданные ими предприятия могут свободно распоряжаться в соответствии с законом.

Более того, противоречивы и сами термины "делимое имущество" и "неделимое имущество". Как уже отмечалось, они были введены Программой завершения размежевания и закрепления собственности в потребительской кооперации Украины (Укоопсоюзе), утвержденной постановлением ХVІІІ (внеочередного) съезда потребительской кооперации Украины 19 декабря 2000 г.

Программа была внедрена еще до принятия Закона Украины "О кооперации" и призвана урегулировать актуальные вопросы деятельности потребительской кооперации, не нашедшие в то время своего отображения в законодательстве.

В 2003 году был принят Закон Украины "О кооперации", на законодательном уровне урегулировавший вопросы кооперативного имущества и собственности, взаимоотношения между кооперативными организациями и пайщиками, между союзами кооперативных организаций и их членами.

В то же время Закон урегулировал эти вопросы иначе, чем это было предусмотрено Программой завершения размежевания и закрепления собственности в потребительской кооперации Украины (Укоопсоюзе).

Закон Украины "О кооперации", как и законодательство о потребительской кооперации других государств мира, под делимым имуществом подразумевает делимый фонд потребительского общества, являющийся суммой внесенных пайщиками паевых взносов. Этот фонд делим именно потому, что в случае выхода члена из потребительского общества он имеет право согласно Закону получить внесенный им пай.

Неделимое имущество (неделимый фонд) -- это совокупность всех остальных взносов в потребительское общество, сделанных пайщиками, которые остаются в собственности потребительского общества и не могут быть возвращены пайщикам либо распределены между ними в случае ликвидации потребительского общества.

Таким образом, термины "неделимое имущество" и "делимое имущество" используются не в соответствии с действующим законодательством Украины. Более того, существование неделимого и делимого имущества Законом предусмотрено лишь для потребительских обществ и не предусмотрено для союзов.

Поэтому в проекте реформы предложено отказаться от использования терминов "делимое имущество" и "неделимое имущество" и ввести понятия "стратегическое имущество" и "нестратегическое имущество", что в большей степени будет отражать содержание и причины существования в системе ограничений на распоряжение имуществом, необходимым для обеспечения ее деятельности и дальнейшего развития.

Реализация данного направления реформирования позволит укрепить институт собственности в системе, улучшить имидж потребительской кооперации как собственника и даст возможность потребительским обществам и их союзам свободно и оперативно использовать имеющиеся у них ресурсы согласно действующему законодательству Украины.

Каждая кооперативная организация системы -- собственник определенного имущества. Но мы не должны забывать, что согласно Конституции Украины собственность обязывает. Нас, кооператоров, она обязывает в первую очередь ответственно относиться к имуществу, наработанному предыдущими поколениями, использовать его разумно и на благо кооперации.

 

Организационное построение системы

Уважаемые делегаты и участники съезда!

Отдельное внимание во время реформы должно быть уделено организационному построению системы.

Потребительская кооперация Украины исторически сформировалась как сложная многоуровневая система, включающая в себя потребительские общества, их союзы и созданные ими предприятия и учреждения. Такая внутренняя структура формировалась на протяжении многих десятилетий, исходя из среды деятельности потребительской кооперации и ее внутренних потребностей.

Она имела целью обеспечение целостности системы, а также ее централизации в принятии основных решений. Именно благодаря такому подходу система сохранилась и продолжает свою деятельность и сегодня.

Однако неполная адаптированность системы к условиям рыночной экономики обусловила деформацию подходов к управлению потребительской кооперацией.

В частности начал утрачиваться баланс между централизацией и децентрализацией в принятии управленческих и хозяйственных решений.

То есть решения, которые должны приниматься на местах самостоятельно, подлежат значительному количеству централизованных согласований, а решения, требующие централизованного принятия на общегосударственном уровне, принимаются локально и разрозненно, без учета стратегии развития потребительской кооперации в целом.

Такая ситуация приводит к напряженности в системе, замедлению темпов развития, а порой и к злоупотреблениям.

Кроме того, как уже отмечалась, система потребительской кооперации сформировалась значительно раньше, чем был принят Закон Украины "О потребительской кооперации".

Правовое заключение наших юридических консультантов, сформированное на основе комплексного анализа деятельности системы Укоопсоюза, содержит замечания относительно его устройства, которое на сегодняшний день не в полной мере соответствует положениям этого основного акта законодательства о потребительской кооперации в государстве.

Это – серьезный потенциальный риск не только для целостности потребительской кооперации Украины, но и для существования системы вообще. Знать об этом и не принимать никаких мер по предотвращению таких угроз было бы по меньшей мере неразумно.

В направлении реформирования организационного построения системы есть еще один важный аспект.

Положительный опыт кооперативных организаций многих стран мира свидетельствует о том, что там, где своевременно отреагировали на вызовы рыночной экономики и разграничили сферы хозяйственной деятельности кооперации и осуществления ее общественной миссии, достигнут значительный эффект как в экономическом, так и в социальном плане.

Иными словами, улучшение кооперативной экономики позволяет качественно выполнять социальную функцию кооперации, стимулирует к членству в кооперативных организациях и дает возможность развития и постоянного движения вперед.

Все вышесказанное свидетельствуют о необходимости пересмотра принципов организации системы потребительской кооперации и ее перестройки с тем, чтобы адаптировать к условиям рыночной экономики, современному законодательству и защитить кооперативные организации и предприятия от посягательств и давления со стороны посторонних лиц.

Уважаемые делегаты и участники съезда!

Не требует отдельного доказательства тот факт, что сегодня эффективное хозяйствование невозможно без использования результативных технологий.

В условиях рыночной экономики все развитые торговые сети достигли такого успеха благодаря использованию современных информационных систем. Последние стали основным инструментом для эффективной хозяйственной деятельности любой отрасли.

Было бы неверно утверждать, что предприятиями и организациями потребительской кооперации информационные технологии не используются вообще. Используются! Причем в подавляющем большинстве случаев. Но их разрозненность и функциональное несовершенство становятся препятствием на пути развития системы.

Первые шаги по обобщению и концентрации всей информации о системе Укоопсоюза уже сделаны.

Сформирована и работает рабочая группа по реализации информационно-аналитической системы "Укоопинформ".

С ее помощью каждое звено системы Укоопсоюза сможет увидеть в виде карты Украины актуальную кооперативную структуру, географическое расположение объектов недвижимого имущества с отображением необходимых характеристик и провести соответствующий анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности.

Именно такого подхода к получению и обработке информации нам не хватает для своевременного принятия правильных управленческих решений.

Уважаемые делегаты и приглашенные!

Отдельное важное направление активизации работы кооперативных организаций системы всех уровней – связи с общественностью.

Долгое время вопрос имиджа в потребительской кооперации был недостаточно управляемым и происходил стихийно.

В прошлом году правление Укоопсоюза начало активно работать над формированием положительной репутации потребительской кооперации как неотъемлемого элемента ее успешного реформирования и обновления.

Время не стоит на месте. С его течением меняемся и мы, и те, для кого мы работаем. Поэтому важная составляющая этой работы – рестайлинг нашего коллективного знака.

В графическом оформлении съезда, уважаемые участники, вы видите уникальный логотип, разработанный для системы потребительской кооперации Украины.

Он содержит хорошо известный и понятный европейцам знак "СООР", а давнюю историю Укоопсоюза подчеркивает писанка, изображенная на эмблеме, выполненной в национальных цветах.

Важный элемент логотипа – аутентичная украинская звезда, вечно указывающая путь нашему народу, а также символизирующая благосостояние и процветание.

Но главной задачей этого направления работы должно стать разъяснение и популяризация норм Программы реформирования.

Мы не должны наступать на те же грабли, что и во время предыдущей реформы. Все кооператоры должны увидеть и понять, что Реформа дает возможности для каждого уровня кооперативной общественности и при воплощении ее в жизнь выиграет каждый.

Всем известно, что хорошая репутация – это вещь, которую очень сложно создать, но очень легко утратить. Мы должны делать все возможное для того, чтобы репутация системы была образцовой.

Уважаемые делегаты и участники съезда!

Потребительская кооперация Украины – одна из немногих организаций общегосударственного масштаба с высоким уровнем ответственности перед обществом и социальной направленностью деятельности.

Изменения, произошедшие за последние 20 лет в экономике, государственной и общественной сферах не обошли потребительскую кооперацию и требуют от нее изменений в подходах к организации и осуществлению хозяйственной деятельности, порядку использования имущества и других ресурсов, перестройки собственной организационной структуры и т.п.

При этом необходимо четко осознать, что такие изменения нужны не просто для улучшения деятельности потребительских обществ, их союзов и созданных ими предприятий, а для сохранности системы потребительской кооперации как таковой, ее целостности и единства.

Реализация дальнейшей реформы позволит не только решить ключевые проблемные вопросы, с которыми сегодня сталкиваются потребительские общества, их союзы и созданные ими предприятия, но и заложить фундамент для экономически мощной, процветающей и социально ориентированной потребительской кооперации будущего.

Такую работу можно эффективно осуществить лишь совместными и слаженными усилиями всей системы потребительской кооперации Украины и прямого или опосредованного участия каждого ее работника и пайщика. Поэтому я призываю всех присутствующих поддержать предложенный курс на дальнейшее развитие и обеспечение эффективной деятельности потребительской кооперации Украины!

Важно также отметить, что процесс реформирования потребительской кооперации Украины на этом съезде не заканчивается. Он только начинается. Поэтому у комиссии по дальнейшему развитию и реформированию потребительской кооперации Украины впереди еще много работы. В частности, необходимо детализировать программу реформирования и наполнить ее методологическими рекомендациями.

Уважаемые делегаты и участники съезда!

Нас всех ждет настойчивая работа! Но дорогу осилит идущий. Поэтому желаю всем нам успеха на этом пути!

Благодарю за внимание!

 

← Назад